О школе | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 (зима) | 1997 | 1997 (зима) | 1995 | 1993 | 1992 |
---|
Прагматика — лингвистическая дисциплина, изучающая способность человека понимать не только буквальное значение слов собеседника, но и его коммуникативное намерение, т. е. с какой целью он произносит то или иное высказывание (например, Я сдал экзамен! означает не только то, что выполнение говорящим заданий удовлетворяло определенным нормам и на основании этого он получил соответствующую оценку, но и, к примеру, что теперь он свободен и может пойти в кино). В ведении лингвистической прагматики также находятся способы, которыми человек достигает своих целей в процессе коммуникации. Так, просьба перестать курить может быть выражена как прямым речевым актом (Перестань, пожалуйста, курить!), так и косвенным (Что-то тут накурено). В рамках семинара мы рассмотрим следующие вопросы:
Занятие 1. Что такое пресуппозиция и на основании каких тестов можно ее выявить? Какие языковые средства «вызывают» пресуппозицию, а какие ее «погашают»? Как дети усваивают пресупозиции?
Занятие 2. Пользуемся ли мы каким-либо принципом при построении диалога? В чем заключаются максимы Грайса? Могут ли они нарушаться? Что такое импликатуры? Как дети их усваивают?
Занятие 3. Какие речевые акты мы используем при общении? Что такое перформативность? С какими видами предложений они соотносятся?
Презентация курса в формате pdf:
Занятие 1 (195 Kb)
Занятие 2 (210 Kb)
Занятие 3 (348 Kb)